
- Ну и для кого вы это сняли? Вы думаете, что современная молодёжь способна понять ваше творчество? - первый, явно с вызовом, вопрос вышедшему после просмотра картины к зрителям режиссёру.
И они, действительно, имеются. Они не спешили расходиться, несмотря на поздний час, они стояли небольшими группками в фойе и делились впечатлениями, догадками. А загадок фильм задал немало. Фильм-сказка, фильм-фантасмагория, нагромождение, казалось бы, совершенно абсурдных картинок, которые на поверку оказываются правдой на 95 процентов! Поэтому «Ангелы революции» - это ещё и документальное кино.
Сейчас многие писатели и «киношники» хвастаются, насколько быстро они умеют работать, за пару месяцев пишется книга, за полгода снимается картина, на которую потом с большой помпой зазывают зрителя. Чаще всего – это зрелище на один раз.
Над «Ангелами» Федорченко работал долго. Обладая удивительной памятью и способностью впитывать в себя огромный объём информации, Федорченко только для создания 5 образов главных героев фильма – художников-реформаторов, изучил биографии более 400 авангардистов: архитекторов, живописцев, музыкантов, деятелей театра, и придал своим персонажам самые яркие черты выдающихся личностей искусства того времени.
Фильм построен по классической драматургической схеме (вспомните «Семь самураев» Акиры Куросавы). Первая половина картины – режиссёру важно показать предысторию каждого из членов команды, их «скелеты в шкафу», а все они шли к искусству через кровь. Вторая половина фильма – собственно событие.

Идея нашла Федорченко сама. Ровно десять лет назад он приехал в Ханты-Мансийск на свой первый большой фестиваль с «Первыми на Луне». Около гостиницы стоял чум, где хантыйская семья развлекала гостей фестиваля – катала на оленях, кормила строганиной, оленьим бульоном. Режиссёр разговорился с хантами – они рассказали удивительную историю о восстании шаманов против советской власти в 30-е годы прошлого века. Семья была из рода Молдановых, этот род принимал активное участие в восстании – многие были арестованы и репрессированы.
Ранее не слышавший об этих событиях, о них было очень мало написано, Алексей Станиславович тут же пошел в Институт угроведения и стал собирать материал – всё, что было: статьи, диссертации. Это легло в основу сценария.
Что же отличает этот фильм о революции и северных народах от многих других? Отсутствие штампов. Здесь вы практически не встретите красного цвета, штыков, чумов, чёрно-белой плёнки, хрипоты звука. Это сознательное решение. Зато тут есть: машущие крыльями из кренделей собаки (хотя, зачем им крылья, у них же есть дирижабль?!), картофельное сердце, фото с ангелами, спустившимися с неба, чтобы сделать портрет с большевиками и танцующие расчёски. Ещё вас спросят, что больше по душе: разлагающийся мертвец, несущий страшную заразу, или несколько фунтов безукоризненно чистого пепла?
Хватит безудержной фантазии режиссёра?! Хорошо, сюрреалистические кадры из фильма, которые на самом деле – факты и ничего кроме фактов!
· В одной из главных ролей снялся Олег Ягодин – фронтмен группы «Курара», а по совместительству – заслуженный артист РФ, лидер труппы «Коляда-театра».
· Крым, Москва, Мексика снимались в Екатеринбурге и его окрестностях. Здесь можно увидеть дом кузнеца Кириллова в Кунаре, карьер Старая линза, парк "Оленьи ручьи", Дидинский тоннель, Харитоновский парк, Волчихинское водохранилище...
· 1933-1934 гг. - На переговоры в стойбище шести чумов (в 80 км к юго-востоку от оз. Нум-то) прибыла группа советских работников во главе с председателем Берёзовского райисполкома. Восставшими остяками схвачены и избиты советские работники (Астраханцев, Посохов, Смирнов, Нестеров и Шнейдер). В этот же вечер по приказу шамана М. Молданова все они были убиты – задушены верёвками.
· В 1918 году в Свияжске был установлен памятник первому богоборцу. Он прибыл в вагоне "Военно-передвижного фронтового литературного поезда имени Ленина". Кроме известного публициста Троцкого, на нём приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту.
· Под первый советский крематорий было решено использовать одну из церквей. Выбор в итоге пал на недостроенную кладбищенскую церковь на Новом Донском кладбище в Москве. Проект перестройки храма был разработан архитектором–конструктивистом Д. П. Осиповым. Речь архитектора из фильма полностью построена на цитатах из газет 1927-1929 годов. В 1932 г. было создано Всероссийское кремационное общество. Членские билеты за первыми нумерами были, согласно тогдашней традиции, переданы Сталину, Молотову и Калинину. Считалось, что коммунисты, как люди передовых взглядов, должны показывать пример и в этом деле.
· В 1924 году был выдан диплом московскому архитектору за фантастический проект строительства вокруг Земли кольца, которое вращается под собственной тяжестью. На этот пояс предполагалось вынести все города мира, а Землю оставить для природы: лесов, полей и оленей.
· Одним из прототипов Скульптора был Степан Эрьзя, автор памятника «Освобождённому труду» (а в народе – «Ванька голый»), который целых пять лет (1920-1925 гг.) красовался на постаменте Площади 1905 года.

· Сцена решающего сражения шаманов и карательного отряда показана в фильме через поединок игрушек традиционного мансийского кукольного театра.
· Уже по пути в Казым А. Федорченко пришла мысль разыскать "первую девочку советской Югры». И ему это удалось! Екатерина Обатина, которая родилась в 1934 году и жила в Казыме, где и происходит основное действие картины, всю жизнь работала учителем русского языка, долгое время была участницей хора. Старушка уже тяжело болела, разговор не складывался, режиссёр ей предложил: «Давайте камеру поставлю и вы споёте, что хотите». Думал, что она споёт песню хантов, а она спела «Песню о тревожной молодости» А.Пахмутовой. Сняли с одного дубля. Спустя три недели бабушки не стало.
· Кино создано при поддержке Министерства культуры РФ, заявка рассмотрена и одобрена лично К.Мединским.
· В фильме есть аллюзия к сцене казни пеонов из фильма С.Эйзенштейна «Мексиканская фантазия», где показана реальная гибель под копытами лошадей приговорённых к смерти преступников. «Им всё равно умирать, так пусть послужат искусству».
· В фильме есть сцена, когда пожирающий на берегу краба большевик палит по стоящим по пояс в реке потенциальным красноармейцам. Именно таким образом челябинский революционер Самуил Моисеевич Цвиллинг агитировал за советскую власть. Очень действенно.
Кто дочитал до конца, тот молодец.
Резюме: «Ангелы революции» - кино для тех, кто понимает. И, да, 16+.
Комментариев нет:
Отправить комментарий